НАМ ПИШУТ С УКРАИНЫ: «Познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32). «Отпадение от истины есть ослепление ума и рассудка» (Собор VII . Шестое деяние). ЕГО БЛАЖЕНСТВУ, ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕМУ ОНУФРИЮ МИТРОПОЛИТУ КИЕВСКОМУ И ВСЕЯ УКРАИНЫ ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАН О ПРЕДСТОЯЩЕМ СВЯТОМ И ВЕЛИКОМ СОБОРЕ «Исповедовать и хранить не извращенной апостольско-святоотеческую веру это и есть забота из всех забот всех Святых Вселенских Соборов» прп. Иустин (Попович). Ваше Блаженство! С величайшим почтением и любовью о Господе Иисусе Христе обращаемся к Вашей отеческой заботе, являющей непрестанные молитвенные труды о вверенной Вам Господом Богом пастве. В недавнем времени произошедшие, а также предстоящие события Церковной жизни, касающиеся подготовки и проведения Святого и Великого Собора Православной Церкви, который состоится в период 19-27 июня 2016 года на греческом острове Крит, заставили нас, верных чад Единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви осмыслить их и сформировать собственное суждение. Считаем это делом долга нашей христианской совести и послушания Матери Церкви, в следовании Её спасительному вероучению, преподанному нам Самим Главою Её, Господом Богом и Спасом нашим Иисусом Христом, во всем мире проповеданному святыми апостолами и изъясненному святыми отцами. Истинность вероучения Православной Церкви нашла свое закрепление в Её святых догматах, на страже хранения которых стоят священные каноны. Святые отцы Святого IV Вселенского Собора в первом правиле определили: «Хранити неприкосновенну нововведениям и изменениям веру, ниже прибавляти что-либо, ниже убавляти». Детальное изучение Регламента организации и работы Святого и Великого Собора Православной Церкви, согласованного участниками Собрания Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Шамбези (21-28 января 2016 года), а также Постановлений Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (2-3 февраля 2016 года) обнаруживает признаки нарушения Догмата о единстве, соборности Церкви и преемственности в ней учения и священства. Веруем, что полнота Церкви в Её единстве и соборности явлена в Богочеловеческой Личности Господа Иисуса Христа, в Его ипостасном соединении двух природ, Божественной и человеческой! Мы, рожденные во Христе, образовав новый народ, «царственное священство» (1 Пет. 2:9-10) каждый из которого в отдельности есть храм Духа Святаго (1 Кор. 6:11) призваны своей христоподражательной жизнью быть свидетельством проповеди Учителя, являя собою преемственность Предания Церкви Христовой. Полагаем, что это относится ко всем православным христианам без исключения. 21-28 января 2016 года состоялось Собрание Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Шамбези, а уже 2-3 февраля 2016 года заседал Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Интервал в проведении указанных событий составил 4 дня, что практически исключило возможность обсуждения текстов документов, предлагаемых к принятию на Святом и Великом Соборе Православной Церкви, всей полнотой нашей Церкви – архиереями, клириками, монахами и мирянами. Такая поспешность в обсуждении столь важных решений вызвала недоумение и наполнила наши сердца чувствами скорби и сокрушения. Более того, мы совершенно не понимаем, каким образом Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в столь короткий промежуток времени, всего в течение всего двух дней заседаний, 2 и 3 февраля 2016 года, смог принять Постановление, пунктом третьим которого засвидетельствовано, «что в своем нынешнем виде проекты документов Святого и Великого Собора не нарушают чистоту православной веры и не отступают от канонического предания Церкви». При этом официально ознакомиться с проектами документов на сайте РПЦ стало возможным только лишь после 21:00 часа 28 января 2016 года, то есть за четыре дня до самого заседания Архиерейского Собора. Совершенно очевидно, что необходимо было бы предоставить возможность всей Соборной полноте Церкви высказать свое мнение в отношении текстов проектов документов, предлагаемых к принятию на Святом Великом Соборе Православной Церкви. Так, например, это предусмотрено пунктом 16 Постановления того же Архиерейского Собора от 02-03 февраля 2016 года касательно текста Катехизиса ― направления его для рецензирования Священному Синоду, предстоятелям Самоуправляемых Церквей, первоиерарху Русской Зарубежной Церкви, руководителям синодальных учреждений, ведущим духовным школам, а также епархиальным архиереям со сроком предоставления отзывов до 01 сентября 2016 года. С сожалением отмечаем непоследовательность и избирательность в подходе к таким двум важным вопросам ― вопросу проектов документов Святого Великого Собора и к вопросу текста Катехизиса. В первом случае Постановление (пункт 3) принято немедленно, а во втором случае Постановление (пункт 16) ― срок для изучения текста Катехизиса и отзывов с рецензиями установлен более чем в пять месяцев. Такой организационный подход к столь важным вопросам исключил возможность надлежащего Соборного обсуждения и утверждения итоговых проектов текстов документов, призванных явить собою чистоту православной веры и соответствие их Преданию и Канонам Православной Церкви. Далее, считаем необходимым затронуть вопрос, непосредственно касающийся содержания проектов документов, которые будут рассматриваться на Святом и Великом Соборе Православной Церкви. В данном обращении мы не ставим своей целью подробно останавливаться на перечислении недостатков и замечаний проектов документов, прямо или косвенно нарушающих вероучительную истину Православной Церкви. Первоначальные квалифицированные исследования по ним уже проведены видными церковными иерархами и богословами Греческой и Кипрской Православных Церквей. Направлены соответствующие обращения клира и мирян главам Поместных Церквей (http://agionoros.ru/docs/2264.html - дата последнего обращения 31.03.2016 г., http://www.pravoslavie.ru/90673.html - дата последнего обращения 31.03.2016 г.). Достаточно своевременным оказалось «Открытое письмо православных христиан к Патриарху и членам Священного Синода Болгарской Православной Церкви о Всеправославном Соборе» от 23 февраля 2016 года (http://agionoros.ru/docs/2257.htm - дата последнего обращения 31.03.2016 г.). Спасительным ориентиром, дарованным Господом, явилась канонизация ревностного противника экуменического движения, архиепископа Богучарского Серафима (Соболева), в лике святителей. Надеемся, что должная поддержка во всей её полноте и динамике, проявившись и в нашей Церкви, войдет в общее русло консолидации Соборного Православного исповедания христианской веры. В то же время крайне важной является необходимость обращения внимания Вашего Блаженства на следующее существенное упущение, закрепленное в Регламенте организации и работы Святого и Великого Собора Православной Церкви. Так, статьей 12 «Голосование и утверждение текстов» предусмотрено: «Голосование по результатам обсуждения и пересмотра Собором текстов по вопросам повестки дня осуществляется автокефальными Православными Церквами, а не каждым отдельным членом представленных на Соборе делегаций». То есть, субъектами голосования выступают юридические лица - Поместные Церкви, а не люди в лице епископов, как это было на всех без исключения Вселенских Соборах. На VII Вселенском Соборе каждый участник удостоверил свою подпись словами: «Постановил и подписал». После чего Собор провозгласил: «Все так веруем, все так думаем, все мы в этом согласны и подписались. Это вера апостольская, это вера православная, эта вера утвердила вселенную» (Собор VII. Седьмое деяние). Предлагаемый Регламентом порядок голосования в своей основе противоречит Преданию Православной Церкви и Её Догмату о единстве, соборности Церкви и преемственности в ней учения и священства. Ибо если, предваряя соборное решение, произносить слова, всегда молитвенно произносимые святыми отцами Святых Вселенских Соборов: «Изволися бо Святому Духу и нам» (Деян. 15:28), необходимо признать, что это возможно только людям, а именно - епископам, но не субъектам голосования - юридическим лицам, Поместным Церквам. Это значит, что в решениях предстоящего Святого и Великого Собора Православной Церкви не будет явлен самый выразительный орган Её непогрешимости ― Соборный голос Святого Вселенского Собора, который всегда обнаруживал себя по Богоданному апостольскому правилу Богочеловеческой соборности: «Изволися бо Святому Духу и нам» (Деян. 15:28). Ваше Блаженство! Не имея любви к этому миру и не к тому, что в нем (1 Ин. 2:15 ), главным своим сокровищем полагаем соработничество Богу в познании и исполнении Его святой воли непостижимого величия Домостроительства спасения рода человеческого. Мы, народ Божий, всецело уповая на Пастыреначальника Иисуса Христа, Царство Которого «не от мира сего» (Ин. 18:36), обращаемся к Вам, нашему пастырю, со словами поддержки в непоколебимом и мужественном стоянии за хранение чистоты подлинной веры православной, в добром подвиге христианской жизни. И да поможет Вам в этом Сам Иисус Христос, наш Царь, Бог и Господь! Составлено 17/30 марта, во дни Святой Четыредесятницы 2016 года от Рождества Христова. О поддержке данного открытого письма свидетельствуют смиренные послушники Вашего Блаженства. Подписи

Теги других блогов: православие вера святой собор