Из речи Льва Голицына на 25-летии своей деятельности во благо отечественного виноградарства и виноделия:
«Наша слабость заключается в том, что мы себе не верим, мы читаем иностранные книги, мы слушаем иностранных людей и вместо критики – отступаем перед ними с благоговением. Да разве иностранец желает, чтобы наша промышленность возникла, чтобы мы ему явились конкурентом на всемирном рынке? Никогда!..
Что такое виноделие? Это наука местности. Перенос культуры Крыма на Кавказ – абсурд, а перенос культуры какой-нибудь заграничной местности во все виноградинки России – это петушьи ножки всмятку. Для меня это ясно.
Разве иностранец может любить нашу родину больше своей? Получать хорошее жалованье, вернуться к себе, посмеяться со своими над этими идиотами, о которых расскажет, – вот идеал всякого.
Разве все иностранцы, которых привез князь Воронцов, что-нибудь создали? Разве все торговцы, которые нажили миллионы в России, подумали выдвинуть русское виноделие? Никогда. Они только заботятся об одном, и они это высказали громогласно, именно – чтобы не сажали в России виноградников…
При правильном понимании значения факторов сорта, почвы и климата можно делать правильные посадки и можно создать вина для заграницы. Как русский винодел, я ничего не имею против, чтобы заграничные вина к нам попадали, так как высокие хорошие типы нужно всегда иметь перед собою, но я желаю, чтобы главным образом наши вина пошли туда…
Вот, господа, моя ответная речь. Если я что-нибудь сделал для русского виноделия, то уже это время прошло и нужно вспомнить русскую пословицу: «Кто о старом вспомянет – тому глаз вон». Давайте все вместе работать без отдыха, без передышки, работать, насколько у нас хватит сил, и при создании нового виноградарства будем, как Антей, который, прикасаясь к своей матери-земле, всегда черпал от нее новые силы…».
